Портальное решение заказа бланков продукции для образовательных учреждений в рамках подсайта Московской печатной фабрики — филиала АО «Гознак»

Разработали портал приёма заказов на защищённую продукцию.
Автоматизировали бизнес-процесс заказа.
Интегрировали решение с внутренней системой учёта (АСУ) МПФ.
Реализовали распределённую систему хранения данных.

Заказчик

Московская печатная фабрика — одно из крупнейших полиграфических предприятий АО «Гознак».

«Гознак» — это производство, оснащённое современным оборудованием и вооружённое передовыми технологиями. Ежегодно фабрика выпускает широкий спектр защищённой от подделок продукции.

Специализация: выпуск денежных знаков и другой специальной печатной продукции высокого качества. Основной заказчик — государство РФ.

С чего начали (лирическое отступление)

Как вы представляете себе процесс заказа на предприятии через интернет? Скорее всего, схема такая: выбрали нужную продукцию — отправили заявку — оплатили счёт или внесли предоплату — предприятие поставило продукцию — обменялись закрывающими документами — конец операции. Так и должно быть, но...

На старом сайте процесс заказа бланков был устроен так: заявка — предприятие составляет договор — договор Почтой России едет к заказчику — заказчик подписывает договор и отправляет Почтой России назад на фабрику. И только потом, после получения, начнётся производство и отгрузка. Как считаете, удобная практика, эффективная?

Вот поэтому и возникла необходимость в разработке нового решения, автоматизирующего процесс заказа продукции.

Задача

Как вы помните, мы живём в огромной прекрасной стране, жители которой работают, отдыхают и учатся.

Школьники заканчивают школы и получают аттестаты.

Студенты разгрызают гранит науки и получают дипломы.

Специалисты проходят курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки и, конечно, тоже получают удостоверения и сертификаты.

А защищённые от подделки бланки для всех этих «корочек» печатает главная типография страны — Московская печатная фабрика АО «Гознак». И нам предстояло не только создать новое техническое решение, но и реализовать в нём более простую схему обработки заказов, на порядок сокращающую время от оформления заявки до доставки напечатанного тиража заказчику.

Учитывая, что клиентами решения являются тысячи школ и вузов России, задача на создание нового портала для заказа бланков дипломов и аттестатов стала для нашей компании интереснейшим вызовом. С таким уровнем социальной ответственности нам ранее сталкиваться не приходилось, несмотря на богатый опыт работы с государственными и крупными корпоративными заказчиками.

Инструменты

  1. CMS 1С-Битрикс: Управление сайтом, редакция «Малый бизнес»
  2. Microsoft Dynamics NAV
  3. Модуль генерации QR-кодов, реализованный на основе библиотеки «PHP QR Code»
  4. Модуль генерации договоров в формате PDF с применением защитных признаков и добавлением QR-кода, на основе библиотеки «MPDF»
  5. CyberArk Privileged Identity Management

Решение

Что же необычного было в этом проекте, помимо требуемого уровня компетенции и ответственности, лёгшей на наши плечи?

Начнём с постановки задачи.

Как обычно происходит процесс согласования требований к проекту?

  • Заказчик составляет предварительное техническое задание, в котором указывает необходимые ему функции.
  • Исполнитель готовит техническое предложение, в котором объясняет, как будет реализовывать проект и какие инструменты будет для этого использовать.
  • Затем на основании этих документов составляется проектная документация — пояснительная записка проекта, описание бизнес-процессов, программа подготовки к вводу в эксплуатацию, руководства, — словом, всё то, что любят знатоки ГОСТов и технические писатели и порой недооценивают разработчики.

Но на этот раз нам нужно было не только составить техническое предложение по способам реализации проекта, но и дополнить требования заказчика — предложить способы изменения бизнес-процессов, которые позволили бы сделать решение более удобным для пользователей.

Если вы хоть раз работали с крупными клиентами, вы представляете, насколько непросто убедить всех участников согласований, что предлагаемые решения — это именно то, что нужно заказчику, что позволит решать его задачи более эффективно. Приведём в качестве иллюстрации лишь один небольшой факт — в 100-страничную пояснительную записку проекта за время работы над проектной документацией было внесено более 500 правок!

Пока менеджеры проекта занимались согласованиями, команда разработчиков без дела не сидела и примерно за 3 месяца подготовила пилотную версию портала, включавшую в себя минимально необходимый функционал. Дизайн был сделан на базе общего корпоративного стиля сайтов Гознака согласно утверждённой концепции. Впрочем, это было только начало.

Описываемое в этом кейсе портальное решение представляет собой классический «проект-айсберг», в котором за достаточно скромной внешней частью скрывается огромное количество программной логики и механизмов взаимодействия со смежными системами. В процессе создания портала:

  • было организовано двустороннее взаимодействие веб-сайта с внутренней системой учёта предприятия на базе Microsoft Dynamics NAV;
  • написано отдельное модульное решение по формированию договоров с клиентами в формате PDF с защитой от редактирования, копирования и гильоширными водяными знаками;
  • создаваемые системой договоры были дополнены специальными нестандартными QR-кодами, содержащими в себе данные заявки и клиента. Для реализации этой функции потребовалось написать отдельный модуль.

Также отдельной задачей было решение проблемы с настройкой формируемых документов администраторами решения без привлечения дополнительных специалистов. Вариант формируемого системой договора зависит от целого ряда параметров, и значения этих параметров нужно уметь быстро и просто менять по мере необходимости. В качестве «движка» системы мы традиционно использовали «1С-Битрикс: Управление сайтом», поэтому смогли реализовать в нём удобные «мастеры», позволяющие формировать различные варианты договоров для разных типов образовательных учреждений, менять нумерацию и тексты договоров, выбирать оформление. Фактически, все формируемые для клиента в процессе заявки документы являются полностью настраиваемыми в административной части согласно требованиям отдела продаж предприятия и изменениям в регламентирующих документах Министерства образования и науки РФ. Да, пришлось повозиться, но оно того стоило! Раньше возможность поменять что-то была только у программиста, теперь же сформировать новый вариант договора может любой человек, знакомый с интерфейсом административной части CMS 1С-Битрикс.

Отдельно стоит упомянуть общую архитектуру системы и безопасность. С самого начала было известно, что портал будет работать в условиях высокой нагрузки в пиковые периоды активности пользователей, то есть весной и летом, когда количество заказов возрастает экспоненциально в соответствии с проведением школами и ВУЗами выпускных экзаменов и защит дипломных работ. Поэтому, в соответствии с нашими предложениями, при введении решения в промышленную эксплуатацию была организована распределённая система хранения данных. Основные части и модули системы отделены друг от друга и физически, и логически, и, конечно, резервируются. Учитывая, что размещается решение на аппаратных мощностях главной фабрики страны по изготовлению защищённой продукции, за сохранность данных можно не волноваться — вряд ли есть люди, способные обойти системы защиты Гознака. Однако, в веб-разработке мер безопасности не бывает слишком много, поэтому кроме задействования всех встроенных в ядро системы модулей защиты данных, в кооперации с коллегами из области безопасности был установлен и внедрён ещё и дополнительный внешний уровень мониторинга и защиты системы на базе решений компании CyberARK.

Таким образом, в результате напряжённой и кропотливой работы нами был реализован веб-портал, на котором все школы и ВУЗы большой страны могут оформлять заявки на бланки дипломов и аттестатов для своих выпускников, сразу получать сформированный по всем требованиям договор и отслеживать работу предприятия по выполнению заказа. В свою очередь предприятие может больше не ждать получения по почте подписанного заказчиком договора и сразу же приступать к выполнению и отгрузке заказа.

Было сложно и интересно. И мы справились.

Ваш ход

Loading...